понедельник, 17 июня 2013 г.

Словесная похвала или материальное поощрение?

|

Словесная похвала или материальное поощрение?Ольга Лагутина, одна из подписчиц проекта, прислала мне свою статью на интересную, хотя и спорную тему и любезно позволила обсудить ее с Вами.

Стоит ли поощрять детей к труду и добрым делам деньгами или предпочесть другие стимулы?
Хорошее поведение всегда радует родителей. И каждый из нас стремится к тому, чтобы ребенок соблюдал режим, помогал по дому, вел себя достойно. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказанием и, конечно, поощрением. Один из способов — стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек и т.п.). Можно ли применять этот метод и как правильно это делать?

Спорный вопрос

Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры, как среди специалистов, так и среди родителей.
Одни занимают непримиримую позицию, говоря, что детей нельзя поощрять ни с помощью денег, ни их эквивалентов. Ребенок, дескать, должен слушаться родителей и помогать по дому совершенно бескорыстно.
Вторые, напротив, утверждают, что современная действительность очень коммерциализирована, и чем раньше ребенок войдет в мир денежных отношений, тем лучше. «Платят же мне зарплату на работе? Вот и он получает зарплату за выполнение своих домашних обязанностей! Ребенок должен знать, что если ничего не делать, то ничего не заработаешь!» — считают такие родители.
Как и во многих спорных вопросах, истина оказывается где-то посередине. И при всей кажущейся непримиримости этих позиций в обеих есть рациональное зерно. Из первой можно взять идею, что дети должны помогать по дому и слушаться родителей (что непререкаемо и не должно быть упорядочено и регламентировано поощрениями). Из второй позиции разумной представляется мысль о том, что желаемое поведение должно стимулироваться и тем самым закрепляться.
Словесная похвала или материальное поощрение?Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было, связаны прежде всего с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь — с наказаниями за нежелательное поведение. Именно в этом их сильная сторона. Слабой же стороной является то, что чрезмерное использование способно развить у ребенка позицию «ни шагу без поощрения». Но обратите внимание, что речь идет о чрезмерном использовании. В разумныхпределах эти системы работают хорошо и позволяют достаточно эффективно привить нужные нормы поведения детям дошкольного возраста.
Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку уже исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для детского понимания. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены. Иногда родители вводят также систему наказаний: за плохое поведение у ребенка баллы отнимаются. Когда родители вводят бальную систему поощрений, у них обычно возникают вопросы.

За что стоит поощрять?

На этот вопрос родители ищут ответ самостоятельно. У каждого ребенка есть индивидуальные проблемы в поведении, требующие коррекции. Для одного — это соблюдение режима, для другого — поддержание порядка в комнате, для третьего — что-то еще. Список поощряемого поведения не должен быть слишком длинным. В нем желательно обозначить не более пяти позиций, иначе их трудно будет отследить и ребенку, и вам.
Список должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение). Этот лист повесьте на видном месте, например, в игровой зоне ребенка.
В список можно вносить пункты, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся, сразу пришел на кухню, когда позвали к столу и т.д.), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду и поставил сушиться обувь, убрал свои игрушки перед сном, помог вымыть посуду и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден.
Словесная похвала или материальное поощрение?Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях) и иные поощрения («ты мне поможешь, и мы сделаем это дело быстрее, а потом пойдем играть»). Это необходимо, чтобы избежать формирования у ребенка позиции «ни шагу без баллов».
Не рекомендуется вносить в список пункт о еде, поскольку считается, что ребенок сам способен контролировать свое пищевое поведение, если ему не мешать и не перекармливать сладостями. Иногда можно стимулировать ребенка любимыми лакомствами («съел большую часть порции, не капризничал, попробовал новое блюдо — получи сладкую награду»). Иногда и с этой позицией спорят, но все же это более безобидный вариант, чем «условные деньги» за хороший аппетит.
Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция «я делаю уроки за поощрение». Так снижается познавательный интерес и естественная мотивация. Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное в данный момент, и периодически меняйте эти действия. Например, аккуратное выполнение письменного задания на рисование «крючков и палочек», что очень близко родителям будущих первоклассников.
Не забывайте о словесной похвале! Это для ребенка, пожалуй, даже важнее, чем баллы!

Что выбрать мерой поощрения и в каких объемах?

Можно предложить самые различные предметы, которые будут обозначать баллы. Для этого подходят:
  • кофейные или любые другие крупные зерна, которые можно складывать в банку;
  • наклейки, которые вы будете прикреплять на лист бумаги (трудность: если есть система наказаний, то как наклейки снимать с листа?);
  • бусины, которые можно нанизывать на веревочку (предпочтительно квадратные, чтобы не раскатывались при пересчете);
  • магниты на холодильник;
  • пластмассовые или картонные фишки (что-то типа смайликов), которые можно складывать в коробочку.
Возможно, вы придумаете что-то еще. Здесь самое важное — наглядность и доступность для пересчета.. Кстати, это прекрасно развивает навыки устного счета.
Сколько баллов назначать за хорошее поведение, можете решить только вы сами. У каждой семьи свои меры. Особенно важно просчитать, чтобы баллы, заработанные ребенком, можно было потратить разумно. Нужно, чтобы за 7-10 дней ребенок имел возможность обменять баллы на одну из крупных привилегий (например, поход в детский парк или в кино) и у него оставались бы баллы для 2-3 небольших. В этом случае система будет работать эффективно. Ошибка — излишнее премирование, когда ребенок имеет возможность за 2-3 дня заработать баллы на крупное поощрение. Также ошибкой может быть недостаточное премирование, когда баллы набираются настолько медленно, что ребенок теряет интерес и мотивацию. Важно, чтобы вначале, когда процесс премирования с помощью баллов только входит в жизнь ребенка, он имел бы более легкую возможность получить баллы.

Что выбрать в качестве поощрения?

Лучше всего здесь подходит посещение вместе со взрослыми каких-то интересных мест: кинотеатров, кафе, парков аттракционов, театров и музеев. Привилегией может быть покупка долгожданной игрушки. Рекомендуется включить позицию «Сюрприз!». Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку. Например, слово «музей» ребенок может воспринимать как
скучное и не выберет его, предпочтя аттракционы. А тут вы не говорите, куда пойдете, пока не окажетесь на месте. А там уже ваша задача — показать и рассказать так, чтобы ему еще раз захотелось в музей!
Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры. Потребление сладостей нужно ограничить другими способами, например, определив для себя и ребенка количество, которое можно съесть в день. Компьютерные игры не должны быть бонусом по той же причине: именно взрослый должен решать, сколько времени ребенок может проводить за компьютером, исходя из здравого смысла и рекомендаций врачей.
Обязательно придумывайте и организовывайте сюрпризы, которые ребенок не «заработал». Но в этом случае лучше не предлагать ему то развлечение, на которое он в данный момент копит баллы. Необходимо сохранять мотивацию ребенка.

Нужны ли меры наказания?

Это уж решайте в каждом конкретном случае сами — какой кары заслуживает поступок. Часто наказания нужны только в начале, а потом ребенок привыкает беречь то, что он «заработал». Штрафуйте только по пунктам вашего списка. Исключением могут быть только очень серьезные проступки: ложь или намеренно грубое поведение.

Важные правила

Итак, если вы решили применять эту систему, помните, что:
Система, прежде всего, предназначена для поощрения желаемого поведения, а не для наказание за плохое!
Начинайте использовать систему не раньше, чем с 4,5-5 лет.
Для отработки желаемого поведения выбирайте не более 5 пунктов.
Главное — наглядность! Список желаемого поведения вывесите на видном месте, баллы должны быть доступны для пересчета, привилегии тоже должны быть очень наглядны.
Убедите ребенка делать больше, чем оговорено списком, поощряйте сына или дочь иными способами, никак не связанными с баллами.
Помните о силе словесной похвалы!
Взрослые должны предлагать ребенку больше совместных развлечений.
Словесная похвала или материальное поощрение?Если наказания тоже вводятся, то списание баллов может быть связано только с поведением, оговоренным пунктами списка. За иные проступки выбирайте наказания, не предусмотренные вашей системой.
Важно, чтобы ребенок понял, что новая система нужна не для того, чтобы его ограничить, а чтобы дать ему возможность заслужить те привилегии, которые он любит!


Предлагаю обсудить :) Что Вы думаете на счет статьи Ольги? И вообще, как относситесь к разного рода поощрениям при воспитании ребенка?
Платите ли ребенку деньши за домашниюю работу или за хорошие оценки?
Или считаете, что ребенок должен это делать без материального вознаграждения?
Пробовали ли что-то похожее на ситему, предложенную Ольгой?..

Пожалуйста, расскажите друзьям:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям))