среда, 29 февраля 2012 г.

Что такое детсад для бедных в Великобритании?

ИСТОЧНИК http://shkolazhizni.ru
То, что у нас назвали бы детским садом для бедных, в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии называют дневным центром. Их в стране тысячи. В каждом микрорайоне, где есть малообеспеченные семьи. И это не только захолустье. В Лондоне сконцентрировано большинство таких центров. Дело в том, что квартиры в центре города считаются непрестижными, неудобными, соседство шумных туристов не позволяет коренным англичанам вести размеренный образ жизни. Потому снять квартиру в сердце Лондона зачастую дешевле, чем в пригороде. Я говорю о приличном пригороде. Впрочем, их неприличное можно сравнить только с нашим очень приличным. Но не об этом речь.
О дневном центре рассказываю не с чьих-то слов. Сама видела, сама облазила все его закоулки, сама все ощупала.
Центр посещают не только малообеспеченные. Среди родителей встречаются благообразные врачи и юристы. А это костяк английского среднего класса. В конечном итоге контингент получается смешанным, что позволяет детям эмигрантов быстрее адаптироваться.
Платят за детсад те, кто работает. Для эмигрантов его услуги входят в социальный пакет. Детсадовская арифметика такова. Из 400-500 детей, прикрепленных к нему, платно его посещают не больше полусотни. Основные расходы по его содержанию берет на себя муниципалитет.
Работают тут не с ребенком, а с семьей в целом. Родителям разрешают на первых порах оставаться с детьми. Для них отведена отдельная группа, по планировке похожая на обычную квартиру. Пап и мам здесь обучают готовить диетические блюда, банальному умыванию и купанию детей, рассказывают, как часто надо стирать. Своего рода школа молодых родителей. Также для взрослых бесплатные курсы пользования компьютером и английского языка.
О языке отдельно. Многие дети, приходя в детсад, не знают ни единого английского слова. Потому персонал подбирают по языковому признаку. Если в районе много выходцев из арабских стран, в местном детсаду будут воспитатели, владеющие арабским. По этому принципу работает вся система социальной защиты Великобритании.
Детей посамостоятельнее разделяют уже на возрастные группы. Каждая занимается в своих помещениях. Это главный зал и несколько небольших комнат-апендиксов. Повсюду камеры слежения. По монитору, вывешенном в центральном зале, воспитатели всегда могут определить, куда расползлись малыши.
О количестве воспитателей. Их число зависит от возраста детей. Чем они младше, тем меньше подопечных у педагога. Но максимальное число детей у одного воспитателя не превышает 5 человек. Потому получается, что в каждой группе по 3-4 педагога.
С высоты роста взрослого человека видно, что главное помещение группы поделено на подзоны. На кухне дети в настоящей, но только очень маленькой и низенькой мойке учатся мыть посуду, в столовой играют с мукой. Потом сами подметают и вымывают пол миниатюрными веничками и швабрами. В столярной лупят молотками по гвоздям почем зря. Воспитатели считают: один раз ребенок поранится, второй – будет аккуратнее. Есть еще маленький бассейн – имитация ванной комнаты. В нем можно запускать кораблики. Есть уголок логики, счета, чтения. Каждый закуток для чего-то предназначен. Перемещаются дети хаотично. Не они ходят за воспитателями, а воспитатели за ними.
Детская площадка – это гимн гуманности. Она выложена таким же резиновым покрытием, как у нас легкоатлетические дорожки. Тут вам и маленький садик, и крольчатник, и всякие потайные уголки, которые, впрочем, прекрасно просматриваются.
В центре есть штатный фотограф, по совместительству оператор. Малышей он фотографирует постоянно. Рисунки всегда соседствуют с изображением их личиков. Такой вот процесс осознания себя как личности. Если налицо психологические проблемы у ребенка или его родителей, включается камера, затем психолог обсуждает ситуации со взрослыми.
Создание таких центров – мудрый ход Великобритании. Ничто не подкупает человека столь же сильно, как забота чужого человека о его ребенке. Заботясь о детях эмигрантов, государство обеспечивает себе законопослушность их родителей.
После возвращения к родным пенатам мне горестно было вести ребенка в наш вылизанный, но душевно холодный детский сад. Выход из положения нашелся сам собой. На лето нас перевели в другой детсад - еврейской общины, мы там и остались. Внешне он мало напоминает так понравившийся мне английский, но в нем так же по-человечески тепло.
Совсем недавно я услышала совет одного педагога: выбирая детский сад, достойный Вашего чада, доверяйте не глазам, а ушам. Если в группе игрушки стоят стройными рядами, дети выстроены под линейку, бегите оттуда. Если уже на подходе к саду слышите смех, смело ведите свое чудо туда.
Ищите и Вам воздастся. Старания во имя детей того стоят.
О питании, комнате развития сенсорики и одежде в английских детсадах расскажу как-нибудь потом.
Теги: дети, ребенок, комфорт, воспитание, образование,детский сад, туризм, обучение

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям))